17 января в рамках совместного с университетом Рицумейкан курса Global Software Engineering состоялась презентация студенческих проектов в режиме онлайн

IMG_6498

Для студентов и профессоров Томска, Киото и Цукубы был организован телемост, позволивший двум совместным российско-японским командам продемонстрировать свои проекты, над которыми они работали в течение нескольких недель.

С октября 2013 года студенты ТУСУРа (кафедры УИ, ПрЭ, АСУ, ЭП) и студенты-магистранты японского университета Рицумейкан проходили совместное обучение по теме: Global Software Engineering.

В рамках курса студенты японского и российского вузов, разделившись на две группы, в течение трех месяцев совместно осваивали лекционный и практический материал по технологии распределённой разработки программного обеспечения. Лекции и практические курсы студентам преподавали профессора из Киото, Цукубы и Томска. Подготовкой и организацией проектной работы с томской стороны занималась лаборатория робототехники и искусственного интеллекта (ЛРИИ 2И ТУСУР).

Темой данного курса стала разработка сценариев взаимодействия робота-андроида на базе Aldebaran Robotics NAO с окружающим миром. Студенты совместно разрабатывали программное обеспечение для робота и управляли им посредством нейрокомпьютерных интерфейсов (BCI). Нейрокомпьютерные интерфейсы – это совершенно новый способ коммуникации между человеческим мозгом и компьютером.

На презентации обе команды представили свои проекты, продемонстрировав каким образом можно управлять роботом при помощи мысленной концентрации. Идея проекта первой команды разработчиков заключалась в создании робота исследователя с управлением его движениями при помощи BCI. Согласно разработке, представленной студентами, задачей человека является необходимость сконцентрироваться и подумать о какой-то букве. Каждая буква соответствует движению робота. В голове человека происходит мыслительный процесс, по которому BCI регистрирует определенные волны и передает их через сеть роботу. Робот соответственно выполняет это движение.

Второй проект направлен на работу с детьми, в поведении которых наблюдается синдром дефицита внимания. Ребенок не может долго на чем-то концентрироваться, и соответственно, возникают сложности при его обучении. Студенты Томска и Киото разработали программу, позволяющую развивать у детей внимательность и усидчивость. Например, ребенку показывают какое-то движение робота, а он должен понять, что это было за движение и подумать о нем. Робот начинает двигаться вперед, назад, влево или вправо, а ребенок думает о его движении. При помощи BCI роботу передается то, о чем именно подумал ребенок, и он произносит вслух, правильно было понято его движение или нет.

Как отметил Евгений Шандаров, заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта 2И ТУСУР, совместный российско-японский курс Global Software Engineering как и в прошлом году был направлен, прежде всего, не на создание проектов как таковых, а на погружение студентов из разных стран в процесс распределённой разработки программного обеспечения. По его словам, важно было научить их работать в команде, понимать друг друга и взаимодействовать путем решения одной и той же проблемы.

По завершению презентационной программы А.Ф. Уваров, проректор ТУСУРа по инновационному развитию и международной деятельности, вручил томским студентам сертификаты о прохождении курса Global Software Engineering.

Работу по совместному курсу Global Software Engineering для студентов Томска и Киото планируется продолжить уже в этом году.