41d5449e3ad7fb76701e-840x420Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Максим Кавджарадзе поделился своим мнением об уровне дистанционного обучения в России на сегодняшний день.

«В современной системе профессионального и академического образования дистанционное обучение занимает высокие позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Во всем мире развитие рынка предложения услуг ДО продолжает ускоряться, что, с одной стороны, вызвано повышением спроса на услуги образования, а с другой стороны — прогрессом в сфере ИТ-технологий, стремительным расширением интернет-аудитории. В то же время со стороны спроса растущий интерес к ДО объясняется быстрыми и значительными изменениями, происшедшими в последние два десятилетия на рынке труда: выросли требования к персоналу, его способности быстро повышать свою квалификацию, адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям производства, практически во все сферы экономики начали широко внедряться ИТ-технологии», — написал Кавджарадзе.

По его словам, основа образовательного процесса при ДО — целенаправленное, самостоятельное, но контролируемое извне интенсивное обучение студента, который сам определяет последовательность прохождения курсов, обучается там, где это ему удобно, с желаемым для него темпом, и очень часто — в удобное для себя время: «Сегодня нельзя говорить о наличии в мире единой системы ДО: в разных странах ее развитие имеет свою специфику. Так, в Западной Европе сложился тип единого национального центра ДО, который играет ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования не только в своей стране, но и в других регионах мира, выполняя наряду с чисто учебными еще и культурно-объединяющую функцию».

Кавджарадзе привёл несколько примеров на Западе: «В Англии Открытый Университет ведет ДО для 200 тысяч человек в 400 учебных центрах в разных уголках мира. Во Франции в национальном центре ДО, где занято свыше 8000 человек, преподается 3 тысячи учебных курсов по самым разным направлениям, а общая численность студентов превышает 350 тысяч человек. В США, с их развитой предпринимательской культурой система ДО это скорее бизнес, ориентированный на потребности в основном корпоративных, а также индивидуальных клиентов, с упором на послевузовское и производственное обучение».

В России же, отметил сенатор, наиболее интенсивно системой ДО занимается Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ), который координирует работу свыше 260 образовательных учреждений, обучающих более 50 тысяч студентов: «В последние годы программы ДО появились в семи ведущих вузах России (все в Москве), но только МГУ и ВШЭ имеют собственно дистанционные курсы, которые не только преподаются, но и аттестуются по государственным стандартам. В остальных вузах ДО выступает как дополнительный ресурс для заочного обучения».

Член Соведа считает, что в России, несмотря на ускоренное развитие ИТ-технологий, внедрение все более мощных платформ поддержки систем ДО, темпы его роста пока отстают от западных, не говоря уже о его масштабах и качестве: «Прорыва можно ожидать лишь после того, как в российской глубинке, на которую и рассчитана данная форма обучения, появятся современные телекоммуникационные каналы».

Он уверен, что в стране следует развивать все три основные системы ДО: «Надо создать общенациональный центр образовательных и просветительских программ русского языка, национальной культуры, профессиональных и академических знаний не только для граждан нашей страны, но и для всемирной русской диаспоры в самых разных уголках мира. Следует дальше развивать формы ДО на специализированном рынке профессиональных программ обучения. Наконец, имеет смысл продолжить развитие универсальных проектов ДО в ведущих вузах страны по программам базового и дополнительного образования. Кто обучает — тот сам формирует будущее своей страны».

Напомним, дистанционное образование полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Взаимодействие учителя и учащихся между собой происходит на расстоянии, без потери компонентов учебного процесса и реализуется посредством интернет-технологий. Помимо интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.).